Почему мы не видим вала убер-проектов?

Меня часто спрашивают: «если все так методологично и технологично, и для любого сектора можно определить пригодность к уберизации, способ и технологию оной, а затем и построить убер-проект, то почему мы не видим вала таких проектов?». Спрашивали — отвечаем!

Ключевая причина в том, что убер-проекты по определению очень «тяжелые», и, что самое главное, для них в принципе отсутствует опция «плавного старта». Они просто не ложатся на действующую модель инвестирования.

Как выглядит сложившаяся в России венчурная модель, понятная и принятая большинством инвесторов? А вот как:

  1. Идея!
  2. Запилить MVP
  3. Вовлечь полтора инвалида и сделать первые продажи
  4. Оформить «трекшн и динамику»
  5. Бегать по инвесторам
  6. Получить денег, на эти деньги допиливать продукт и продвигать его, показывая новую динамику
  7. Обновить «трекшн и динамику»
  8. Повторять от п. 5 по кругу до достижения мирового господства
  9. Про «выход инвестора» мы здесь говорить не будем, это немного другая история

У убер-проектов здесь проблемы буквально по каждому пункту. Вот их и разберем подробнее. Ведь моя теория помогает отчетливо разобраться только с п. 1, который безусловно важен, но не более того.

Итак, п. 2. Можно запилить MVP убер-проекта, но уже здесь нас встречают довольно неожиданные объемы работ. Отделаться лендингом и простейшей бизнес-логикой не получится. Да, технологическая основа, которую надо закодировать программистам — она довольно проста, если не сказать — примитивна. Но для того, чтобы построить убер-проект, а не очередной маркетплейс, доску объявлений или «торговую площадку», нам надо формализовать предмет сделки до уровня взаимозаменяемости. А это большой и сложный аналитический труд, требующий отраслевой экспертизы. Который по времени и деньгам будет в разы превышать стоимость кода. А если добавить, что убер-проекты никогда не рождаются изнутри самого их целевого рынка — то почти всегда эту экспертизу придется покупать. За деньги.

Вывод: MVP убер-проекта — это совсем не то, что можно закодить на популярных воркфреймах и лендинг-сервисах долгими зимними вечерами в свободное от основной работы время. Там есть определяющая, важная и объемная аналитическая составляющая, требующая вовлечения первоклассных экспертов целевого рынка, которые вряд ли будут работать «за идею». Дорого и сложно.

Но это еще не самое главное препятствие. Здесь мы переходим к п. 2, который в терминах заданной модели смотрится вообще непреодолимым. А именно — вовлечение хотя бы какого-то количества клиентов и первые продажи.

Убер-проекты подразумевают автоматизацию взаимодействий независимых агентов рынка. То есть сам по себе убер-проект только обеспечивает эти взаимодействия, но не в состоянии их создать, в то время как самая рациональная модель монетизации убер-проекта — комиссионная, с транзакций. Чтобы эти взаимодействия были, нужна критическая масса участников, ликвидность рынка. Мало того, эта масса должна иметь правильную, сбалансированную структуру взаимодействующих пар. Что толку в рынке, если на нем одни продавцы?

Ключевая метрика убер-проекта, характеризующая его монетизацию — число и объем сделок. Которые определяются ликвидностью рынка внутри убер-системы. Которая нелинейно зависит от числа участников и их активности. Но участники не бесплатные, в терминах юнит-экономики каждый из них имеет свою цену, которую придется заплатить, в то время как на первом этапе:

  1. Доход с транзакций нулевой, ибо нет ликвидности.
  2. Мотивация уже вовлеченных участников стремительно падает, ибо нет ликвидности
  3. Уже вовлеченные участники быстро теряют интерес, ибо сервис бесполезен. Ибо нет ликвидности.

Для сервисных проектов и маркетплейсов «долина смерти» в основном определяется соотношением юнит-экономики и постоянных операционных затрат. Можно буквально со старта показывать пусть единичные, но сделки и доходы, экстраполировать, строить модели, подкручивать интерфейсы, играть с продвижением и, что самое главное, показывать инвесторам их любимый «трекшен и динамику». Для убер-проекта это все тупо не работает: до достижения «порога ликвидности» динамика будет априори околонулевая, с лавинообразным ростом после того, как «порог ликвидности» пройден.

Таким образом, перед лицом инвестора убер-проект предстает в самом неприемлемом виде: доходы и трекшн появится тогда, когда будет 3..5..10..20К клиентов, вовлечь эти количества на кривоколенный MVP с непроработанной предметной областью — никак нельзя, толковый MVP сам по себе дорог, еще дороже вовлечь в него быстро и много участников.

И вот теперь представьте себе картину глазами инвестора: проект, которые НЕ показывает динамику, и более того НЕ покажет ее до тех пор пока в него не будут залиты фантастические по терминам стадии preseed/seed суммы. И даже если этот проект грозит перевернуть с ног на голову целую индустрию — в нем напрочь отсутствуют механизмы минимизации рисков, «игры по маленькой, чтобы не проиграть много».

Вдобавок, для инвестора здесь действует вариант «мексиканского противостояния», когда первый выстреливший — получает пулю в голову. Он не может знать параллельных процессов, но он точно знает, что в отличии от «сервисных»  и «торговых» проектов, которые могут вполне успешно делить рынок между огромным множеством игроков, место для убер-проектов ограничено, уже двое довольно жестко конкурируют, трое — предел. «Стреляя первым», ты рискуешь «протоптать дорогу», за твои деньги будет доказана жизнеспособность модели, но не факт, что буквально рядом не стартует такой же проект с большим ресурсом, который покажет лучшую динамику просто потому, что ты недовложился. Вложить больше — не факт, что модель жизнеспособна, ведь проверить ее по сути нельзя! Ну и зачем нормальному человеку эти риски?

Вывод: убер-проекты — это всегда «игра по-крупному». Они не ложатся в прокрустово ложе текущей модели инвестирования в РФ. Они или делаются «на свои»,  основатель проекта в состоянии пройти «долину смерти» подконтрольными ему средствами, или требуют инвестора с совершенно иным подходом и масштабом оперируемых средств. У которого достаточное количество гораздо менее рискованных возможностей для инвестиций в более зрелые «сервисные» проекты.

Вывод: При этом убер-проекты, перевалившие «долину смерти» довольно легко получают значительные транши на масштабирование. CarPrice, Gett и прочие тому подтверждением.

Откуда в таком случае могут вырасти убер-проекты в наших условиях? Видятся следующие пути:

  1. «На свои» — люди или компании, которые заработали достаточно денег и для которых возможность переформатировать целые отрасли значит много больше немалых требуемых вложений. То есть ситуация когда основатель и инвестор — одно лицо. Самый яркий пример — CarPrice.ru, в который основателями было вложено около $2млн, и только потом к ним потянулись инвесторы.
  2. «уберизация» существующих «недоуберов». Проекты, где в целом решена проблема вовлечения, b2b торговые площадки, особенно узкопрофильные, профильные доски объявлений и т.д. могут быть  модернизированы до полноценных убер-проектов если это в принципе позволяет их отрасль. Цена вопроса в этом случае падает в разы, поскольку клиентская база уже есть, надо только поставить ее на рельсы убер-подхода. Да, это тоже недешево, но в разы сокращает и инвестиции и риски.
  3. «Микроуберизация» — т.е. реализация очень узко заточенных по предметной области или географии убер-проектов. Фактически, это означает что полный цикл — MVP с отработкой предметной области и вовлечение основатель может сделать с минимальным привлечением внешних ресурсов. Это вариант обойдется существенно дешевле, не в десятки, а в единицы миллионов рублей. Показав динамику на узко сфокусированном проекте дальше можно привлечь деньги и расширять его по профилю и географии. В то же время здесь существует риск, что, во-первых, «зауженный» рынок просто не обладает достаточным числом игроков и ликвидностью, а во-вторых, что сервис окажется неинтересен участникам ибо закрывает какую-то слишком узкую и специфичную потребность. Образно говоря, система, торгующая только картофелем вряд ли будет успешна.
  4. Госуберизация. Парадоксальным образом это может сработать, и фактически это есть подмножество п. 2. В текущем своем виде регламентируемые законами ЭТП исчерпали все возможные резервы роста эффективности закупок, о чем я уже писал. Внутри этой систем зреет понимание, что «исполнение процедуры» — неэффективно, и переход на убер-модель по наиболее классифицируемым товарам и услугам является единственным способом сделать закупки «более лучше». И точно так же, как госзакупки по сути стали прородителями большинства B2B торговых площадок, они же могут на новом витке стать прородителями убер-проектов, особенно если решат ключевую проблему идентификации товаров и услуг.

Собственно, в нашей текущей модели раннего инвестирования других вариантов развития событий и нет. Никакие самые блестящие убер-идеи не могут быть реализованы без весьма существенных по российским меркам денег, поэтому их носители обречены бегать по кругу «покажите-мне-MVP-и-трекшн-инвесторов» с минимальной вероятностью успеха.

В то же время бум маркетплейсов с многомиллионными вложениями в весьма банальные по своей сути проекты, участием в котором отметились по разу чуть ли не все крупные ритейлеры страны, показывает, что деньги-то есть, нет понимания убер-экономики и тех сдвигов в рынках, которые она несет. Что я и пытаюсь в меру своих скромных сил поправить своими публикациями. Внезапно может оказаться, что отработаны уже и классифайды, и маркетплейсы, и вот теперь — «убер-проекты это тема», и мы получим точно такой же убер-бум. Полагаю, что это вопрос времени, ибо объективный вектор развития показывает именно туда.

Пока же — ситуация такова. Не согласны? Пишите, звоните, спорьте — я всегда за!

P.S. Заодно это ответ на вопрос, который мне иногда задают: «если ты такой умный, то чего не запустишь свой супер-пупер-убер-проект, не порвешь рынки и не заработаешь миллиард?».
Да, у меня просто нету каких-нибудь жалких полмиллиона долларов, которые делают такой проект возможным. А описанное выше — есть в том числе и результат личного опыта  и попыток проталкивания таких проектов инвесторам, и я прекрасно понимаю инвесторов, их логику и мотивацию, в рамках своей логики, целей, приоритетов и поля возможностей  — они все делают правильно.  Будут деньги — будут проекты. Благо придумать их мне несложно фактически для любого рынка.