Блеск и нищета электронных торговых площадок или ЭТП как «анти-убер»

В России бум. Электронные торговые площадки растут как на дрожжах. Это круто, модно, молодежно! Но фактически все проекты обладают одним и тем же врожденным дефектом. Вот об этом и хотелось бы поговорить.

Существует такое явление, как «эффект сарая».  Если кто-нибудь всю жизнь строил сараи, то неважно какое количество ресурсов вы дадите ему чтобы он построил дворец или жилой дом. На выходе у него все равно получится сарай. Это может очень большой, очень красивый, очень высокотехнологичный сарай.  Но все равно по сути своей это будет сарай.

Совершенно то же самое происходит с созданием электронных торговых площадок. Проблема в том, что создатели этих площадок не видят свою цель в оптимизации бизнеса своих клиентов,  либо понимают эту оптимизацию очень своеобразным образом.

В предыдущих статьях цикла про уберизацию я обозначил те  подходы и принципы, которые должны обеспечить рост эффективности экономики через эффективное выполнение бизнес-функции. Соответствуют ли им наши так называемые электронные торговые площадки?  В большинстве своем — нет подробнее тут.

Подход большинства площадок по сути бюрократический.  Во главу угла ставится формальная процедура торгов, гарантии ее формального выполнения, формальное соответствие участников торгов формальным критериям, что в конечном итоге ведет не к повышению эффективности бизнеса, а дополнительным трудозатратам,  связанным с проведением торгов, ибо справиться с «процедурой» могут только специально обученные люди.

На эту бюрократию накладывается полное отсутствие желания «площадки» вникать в сущность сделок.  Эффективная «уберизация» невозможна без детальной атрибуции предмета сделки в форме, позволяющей исключить человека из рутинных операций, оптимизировать алгоритмами, а не мозгом, а именно это и не делается. В лучшем случае классификация предмета сделки проводится по классификатору товаров и услуг — ОКПД, ОКВЭД. Это, конечно,  лучше, чем ничего, но для эффективной стыковки потребителя и поставщика совершенно недостаточно. В  то же время реально важные для принятия решения атрибуты зарыты в глубине приаттаченных документов. Зато с электронной подписью!

В результате мы имеем систему неповоротливую, трудоемкую, не способствующую  максимально быстрому выстраиванию цепочек добавленной стоимости. Но при этом жестко формализованную, построенную по  широко известному бюрократическому принципу:  чем больше бумаг, тем чище задница.

Отчасти корни этого явления в том, что законодателем мод для электронных торгов у нас являются государственные органы и компании с государственным участием. Для них существует жесткий, прописанный на уровне законодательных актов регламент проведения закупочных процедур, отступления от которого влекут ответственность вплоть до уголовной, и который написан так, чтобы в равной степени подходить для закупки чего угодно. Направлен он не на эффективность закупки, а на гарантированное выполнение предписанной процедуры, которая, по мнению законодателя, обеспечит эффективность закупки. На практике же результат немного предсказуем. Однако, что есть «меньшее зло» для регулирования госзакупок — не годится для оптимизации рынка!

Парадоксальным образом электронные торговые площадки, которые позиционируют себя как коммерческие и специальные, направленные на конкретные рынки, страдают тем же самым. Их специализация не проявляется в использовании глубокого и детального каталога, зато бюрократический обвес  все тот же. Поэтому сложно сказать в чем же проявляется их специализация,  ибо функционально любая «специализированная площадка» могла бы с тем же успехом торговать чем угодно.

В итоге электронные торговые площадки «бюрократического типа» создаются в огромных количествах, счет идет уже на сотни. И большинство из них коммерчески успешны, потому что следует проверенному алгоритму:

  • Написать регламенты
  • Взять типовую платформу и слегка адаптировать дизайн, не забыть про электронную подпись
  • Привлечь минимум одного крупного покупателя, желательно — эксклюзивно
  • Профит! Хочешь ему продавать — плати за услуги площадки, причем вперед а не за состоявшиеся продажи

Как вариант — можно еще объявить созданную ЭТП «Единой Отраслевой Торговой Системой, Поддержаной Министерством ХХХ» и со всей мощью административного ресурса загонять туда зависимые структуры. «А не будут брать — отключим газ» (с)

Способствуют ли такие проекты росту эффективности экономики?  Скорее нет, чем да.

Среди этого буйно цветущего многообразия редкими крупинками золота видятся действительно специализированные, структурированные, осмысленные проекты, направленные на предельную оптимизацию  определенного рынка. Они не могут называть себя электронными торговыми площадками именно  потому, что этот термин стал устойчивым синонимом формализма и ненужной сложности.

Для них придется искать новое имя. Они не так доходны, как «бюрократические ЭТП». Но стратегическое будущее — именно за ними.