Некоторые «отрасли» на самом деле не самостоятельны и не самодостаточны что бы они там о себе не думали. Реально же они живут только в чужих контекстах и только в контексту чужого бизнеса имеют какую-то ценность. Вот о них и поговорим.
В предыдущей серии статей я на сколько смог сформулировал тезисы и подходы убер-экономики, из которых следует, что «убер вообще» — принципиально не имеет смысла, хороший, эффективный убер всегда достаточно узко заточен на определенный рынок или отрасль. Однако, возникает вопрос: есть целый ряд «отраслей», которые по сути вездесущи, косвенно участвуют во взаимоотношениях субъектов экономики и обеспечивают своими ресурсами транзакции между ними. С ними-то что? Итак, разберемся.
Очевидно, что к таким отраслям относятся:
- Банки, особенно в части РКО
- Логистика
- Страхование в части, касающейся сделок между субъектами
Очевидно, что вся их деятельность плотно связана с «чужими» по отношению к ним самим операциями и просто не имеет смысла вне контекста этих операций. Любой выполняемый платеж — это результат сделки между субъектами. Сделку хорошо бы застраховать. Нет сделки — нет движения, нечего везти.
Первая приходящая в голову мысль — что хороший убер должен привязать услуги этих категорий к своим сделкам, причем автоматизированным образом, ибо вся необходимая информация для этого у него уже есть: кто сколько кому платит, кто куда чего в связи с этим везет, каковы риски и т.д.
Однако, все эти услуги — тоже рынок со множеством самостоятельных субъектов, разнообразием услуг и условий, конкуренцией. Принцип непрерывной оптимизации каждой транзакции требует оптимального выбора исполнителя. Принцип специализации «уберов» порождает множество специализированных «уберов». Итоговое количество взаимосвязей в системе становится неразумно большим.
Это противоречие разрешается через «убер второго порядка» или «убер для уберов». Образно говоря, «точки сборки» финансовых, логистических и других услуг, которые для «отраслевых уберов» выглядят и работают как один сервис, обеспечивающий оптимизацию для каждой транзакции.
При этом к требования к такому сервису те же: нормированное информационное поле, специализация, репутация и так далее, и принципы его построения ровно те же. Разница же в том, что такой сервис не должен работать напрямую с потребителем, а лишь опосредовано через интеграцию (API) в «предметные» уберы. Такие факторы, как удобство интерфейса здесь не имеют большого значения, зато принципиальной становится легкость интеграции, стабильность API, число участников и правильное управление репутацией.
Такой сервис должен предложить:
- Устойчивую и полную мета-модель услуги и соответствующий набор классификаторов, справочников и понятий
- Стабильный, входящий в мета-модель набор бизнес-процессов и их контрольных точек
- Высокую «ликвидность» обслуживаемого рынка, т.е. крайне низкую вероятность отказа в предоставлении услуги
- Стабильный API, позволяющий использовать все эти услуги не напрямую, а через интерфейсы совершенно сторонних приложений
Например, для логистики в идеале нужен API, позволяющий по заданным параметрам (например, точки из-куда, вес, объем, термопрофиль, общая классификация груза) получить набор предложений, выбрать одно из них и полностью отследить процесс перевозки.
Естественно, что к этой модели невозможно придти быстро, требуется эволюционный путь. Первым шагом на этом пути являются автономные убероподобные проекты в эти областях, которые уже в каком-то количестве видны на рынке. Однако, делая такой проект, необходимо помнить, что стратегически он должен взаимодействовать не столько с потребителем услуг, сколько со «сфокусированными» убер-проектами.