В продолжение темы про вакханалию ЭТП, уберизацию и мимолетной дискуссии с Иваном Бегтиным, которую он закончил резонным посылом «критикуешь–предлагай!» сегодня поговорим о том, каким путем стоило бы модернизировать госзакупки.
О сомнительной эффективности государственных закупок не высказался только ленивый. Однако большинство критиков о сути этих процессов имеют сугубо теоретическое представление. Мой же практический опыт участия в разнообразных процедурах начиная с самой первой версии ФЗ-94 позволяет утверждать, что все не так просто.
Основная проблема государственных закупок в том, что регулирование должно работать равно эффективно в самом широком спектре закупаемых товаров, продуктов и услуг. Иначе говоря, для покупки ста рулонов туалетной бумаги и сложнейшего инженерного проекта действуют, в общем и целом, одни и те же правила и процедуры. Спектр безмерно широк, регулирование же ограничено разумным объемом нормативных документов.
И если предположить, что основной целью регулирования является открытость процесса принятия решения и минимизация субъективного фактора — то эти цели на 80% достигнуты. Все открыто, все публично, все ходы записаны.
Однако цена этой открытости весьма высока, это чудовищные трудозатраты на подготовку огромного количества документов, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. И в рамках заданной модели другого пути нет, ибо вся сущностная составляющая сделок зарыта в глубине этих документов.
Осознав принципы уберизации, мы можем сформулировать ключевую проблему существующей системы: отсутствие информационной модели предметной области, которая позволила бы автоматизировать и алгоритмизировать процесс принятия решения.
Поэтому следующим национальным шагом по развитию государственных закупок могло бы стать разделение всей системы госзакупок на две части с принципиально разным подходом:
- Закупки товаров и услуг, хорошо каталогизированных, с определенными свойствами и параметрами, включенных в единый каталог предметов снабжения.
- Закупки любых товаров и услуг не определенных в едином каталоге.
Речь о том, чтобы выделить те товары и услуги, которые могут быть достаточно однозначно определены разумным набором параметров, создать единый каталог с их определениями и параметрами. И на основании этого каталога радикально упростить процедуру и полностью перенести принятие решения в автоматизированную систему.
Таким образом можно, не перестраивая в корне сложившуюся систему, вывести из трудоемкого цикла бюрократических процедур значительные объемы закупок сравнительно простых товаров и услуг.
Такая система могла бы состояться из:
- Единого каталога, определяющего наименования и основные свойства (параметры) товаров и услуг.
- Набора типовых договоров, не требующих согласования, ключевые условия которых единообразны для определенных групп товаров и услуг.
- Единого регламента работы торговых площадок, который подразумевает предельно короткие и минимально трудоемкие процедуры выбора контрагентов и заключения сделок. При этом выбор лучшего предложения осуществляется не заказчиком а непосредственно алгоритмами торговой системы.
Таким образом процедура со стороны заказчика сводится к выбору из каталога требуемого товара или услуги, указанию параметров, требуемого количества, а также срока или графика поставки. При этом выбор лучшего из предложений система выполняет автоматически, сразу уже формируя необходимые договоры, готовые к подписанию.
Аналогично, со стороны поставщика требуется только указать стоимость товара или услуги и подтвердить свою готовность выполнить поставку. А поскольку каталог товаров и услуг конечен, то поставщики могут поддерживать на торговой площадке базу своих цен и набор бизнес-правил, автоматически выставляющих предложения.
В такой системе цикл от объявления потребности до заключения сделки будет измеряться не десятками дней, а единицами. Экономия трудозатрат может составить многие тысячи человеко-дней.
Кроме того, такая система позволит совершать большое количество мелких сделок без увеличения трудозатрат. Следовательно, отпадает необходимость в громоздкой системе обеспечения сделок, ведь в данных условиях несложно построить механизм эффективного контроля исполнения договоров, подразумевающий очень быстрое расторжение текущего договора в случае его неисполнения с мгновенным проведением новых торгов, закрывающих потребность. В своем дальнейшем развитии можно было бы вообще уйти от громоздких договоров к быстрым, компактным, прозрачным и понятным процедурам разовой закупки небольшого количества требуемых ресурсов.
Что особенно важно, такая система породит весьма детальную и структурированную информацию о стоимости закупок товаров из состава каталога, что позволит обоснованно планировать будущие затраты, снимет проблему «определения начальной/предельной цены» и исключит, наконец, саму возможность пресловутой «сословной дифференциации задниц».
Преимуществом подхода является возможность плавного поступательного развития системы. Создав новые процедуры и ограниченный на старте каталог самых простых товаров и услуг, а так же норму, запрещающую закупку товаров и услуг из состава каталога иным способом, мы можем последовательно наращивать состав этого каталога, включая в него все новые и новые товары и услуги. При этом сколько-нибудь радикального изменения действующей нормативной базы не потребуется.
Безусловно, каталогизация и формализация товаров и услуг — сам по себе большой труд. Но надо понимать, что каждый человеко-час, потраченный на упорядочивание этого пространства экономит многие тысячи человеко-часов в исполнении процедур.
Описанный поход видится мне чуть ли не единственным способом увеличения эффективности государственных расходов одновременно с радикальным снижением трудоемкости их обслуживания, сводя «коррупционную составляющую» в этом секторе фактически к нулю. Что не отменяет необходимости совершенствования системы госзакупок в части сложных товаров и услуг.