Агрегация камер плюс органы или как из сотен тысяч независимых камер сделать общественную безопасность

Концепт убероподобного агрегатора видеонаблюдения с участием государства, история возникновения которого довольно проста: однажды я попал на обсуждение «чего бы такого замутить большого, полезного и доходного» в одну Очень Большую и Уважаемую Организацию. Обсуждалось многое, но ни к чему не пришли. Но брошенные семена проросли в голове позже вот этим. Поскольку люди, которых я считал заинтересованными в данном концепте никак своей заинтересованности не проявили, то я публикую это открыто. Как говорится, «To whom it may concern». Enjoy!


Облачный сервис видеонаблюдения, интегрированный в систему общественной безопасности

 Концепция сервиса

В течение последних лет стремительное развитие получили «облачные» сервисы видеонаблюдения, идея которых в том, что обработка, хранение и выдача видео предоставляется как сервис. Таким образом, клиенту необходимо только установить и настроить камеры, «присоединив» их к облачному приложению, и начиная с этого момента он может видеть картинку из любой точки, где есть Интернет. Как правило эти сервисы взымают оплату в зависимости от количества подключенных камер, объемов хранимого видео и т.д. Примером успешного сервиса является компания Invideon (http://ru.ivideon.com) тарифы которой на момент написания этого текста составляют от 60 до 499 рублей за камеру в месяц в зависимости от набора услуг. Таким образом, концепция «облачного видеонаблюдения» доказала свою состоятельность и рыночную ценность.

Предлагается немного развить эту концепцию и применить ее к сектору общественной безопасности.

Текущие предложения по облачному сервису предлагают ценность в виде упрощения установки системы наблюдения, уменьшения количества необходимого к закупке оборудования и доступа к видео из любого места, но по логике своего функционирования они так и остаются «локальными» системами, каждый клиент получает свою, изолированную виртуальную систему, управляет своим набором пользователей и т.д. Для использования данных видео в целях общественной безопасности владелец должен предпринять определенные действия по выдаче материалов. Таким образом, совокупность таких систем не образует единой системы, работающей на общественную безопасность. Предлагается сформировать именно такую, более «общественную» систему, создающую дополнительную ценность – повышающую уровень общественной безопасности за счет интеграции в нее взаимодействия с органами правопорядка, МЧС, частными охранными предприятиями и т.д.

Сервис Коллективного Видео Наблюдения (далее — СКВН) представляет собой распределенную систему, объединяющую множество независимых участников, общая структура которой представлена на рисунке.

Принципиальным отличием от известных сервисов является включение в единый контур взаимодействия не только клиентов с камерами, но и органов обеспечения общественной безопасности – МВД, МЧС, ФСБ, органов власти, а так же целого ряда организаций, оказывающих услуги, ЧОП, аналитических организаций, поставщиков технологических решений по обработке видео. Таким образом, для органов ОБ становятся доступны все ресурсы системы (на тех или иных условия), а пользователям системы предоставляется возможность «в одно касание» вовлечь оператора органов общественной безопасности в случае, если ситуация на видео классифицируется пользователем как нарушение общественного порядка, чрезвычайная или опасная. Остальные функции системы большей частью идентичны существующим: просмотр из любого места, хранение записи, выдача доступа к записи другим пользователям и т.д.

СКВН1

С точки зрения взаимодействия в рамках системы можно выделить следующие основные роли:

  1. Граждане, бизнес, ТСЖ, органы власти и другие агенты, имеющие потребность в видеонаблюдении, но не имеющие собственной системы, заинтересованные в увеличении уровня безопасности. Самостоятельно устанавливают камеры и подключают их к системе (веб-сервис), определяют права и полномочия пользователей, доступность «по умолчанию» камер для органов общественной безопасности. Мотиваторы к участию в системе те же, что и для существующих сервисов плюс возможность прямого взаимодействия с органами правопорядка.
  2. Бизнес, организации и органы госвласти, уже эксплуатирующие собственные системы. Интегрируются с СКВН путем либо передачи потоков со своих камер в систему и использования ее дополнительного интерфейса, либо путем разработки интерфейса интеграции с наиболее популярным ПО видеонаблюдения. Мотиваторами к участию служат возможности наращивания системы без дополнительных вложений в «серверную» часть, взаимодействие с органами правопорядка, PR-эффект от большей открытости и эффективности видеонаблюдения.
  3. Частные охранные предприятия – оказывают услуги по мониторингу ситуации и оперативному реагированию в рамках системы, могут и должны являться «агентами по продвижению» системы. Так же могут взаимодействовать с органами МВД в случае выхода ситуации за пределы оперативных возможностей ЧОП. В рамках предлагаемой экосистемы возможно появление новой услуги – оператора СКВН, обеспечивающего анализ ситуации и своевременное вовлечение органов общественной безопасности. Мотиваторами служат дешевизна, простота и скорость развертывания видеонаблюдения для их клиентов, единый подход к организации места оператора, возможность быстрого взаимодействия с органами общественной безопасности.
  4. Аналитические организации, производящие информационный продукт путем анализа данных видеонаблюдения, например, дорожная ситуация, потоки перемещения людей, статистика транспортных потоков, подсчет посетителей и т.д. Для таких организаций необходимо обеспечить как возможность выдачи потоков на их средства, так и возможность размещать свои аналитические приложения «внутри» системы, используя стандартизованный API.
  5. Органы общественной безопасности – МВД, МЧС, ситуационные центры, служба 112 и т.д. Осуществляют свои основные функции по анализу ситуации и оперативному реагированию с помощью СКВН. Мотиваторами к участию в СКВН являются увеличение «располагаемого ресурса», количества точек наблюдения за счет всех участников системы, повышение эффективности использования видеонаблюдения за счет вовлечения в анализ и инициирование реакции широкого круга заинтересованных лиц, более быстрое реагирование, PR-эффект. Особая роль в повышении эффективности должна быть отведена средствам аналитической обработки видео и автоматизированного выделения проблемных ситуаций.

Таким образом, СКВН формирует экосистему, учитывающую роли и интересы основных участников. Оператор системы обеспечивает это взаимодействие, предоставляя участникам услуги в соответствии с их профилем и интересами.

Архитектура системы

СКВН представляет собой распределенную систему, обрабатывающую значительные объемы информации, что диктует географически распределенную структуру обработки и хранения при сохранении единства управления. Общая функциональная архитектура системы представлена на рисунке без географического деления, которое является предметом системного проектирования.

СКВН2Основные функциональные блоки и их назначение:

  1. Камеры. Камеры являются собственностью сторонних по отношению к сервису структур, могут быть разных видов и моделей, подразумевается работа с камерами по протоколу IP. Для каждой камеры в рамках сервиса ее владельцем указываются:
    1. Место расположения (геотег);
    2. Сектор обзора (опция);
    3. Тип камеры с точки зрения ее использования (внутри/снаружи помещения, возможно – мобильная и т.д.

На основании данного набора параметров строится логика работы сервиса с событиями, в частности, например, автоматическая привязка камеры по точке расположения к соответствующим оперативным подразделениям МВД, МЧС, службы 112 и т.д.

  1. Нормализатор. Прием видеопотоков от источников и приведение их к единому формату, принятому для хранения и обработки в СКВН, при необходимости – транскодирование. Реализует API источника видеосигнала, которым может быть камера – автономная или интегрированная в другие системы (например, в домофон), частная система видеонаблюдения, мобильные и подвижные средства. Нормализатор должен поддерживать наиболее распространенный интерфейсы и стандарты, профили для конкретных моделей, учитывающие их особенности и позволяющие привести данные источника к единому формату.
  2. Подсистема хранения предназначена для хранения видео и вспомогательной информации в соответствии с заданными политиками, ротацию и очистку архива, выдачу требуемых фрагментов.
  3. Подсистема аналитической обработки является «контейнером» для стандартизированных в рамках системы модулей (приложений) аналитической обработки видеосигнала, что обеспечивает функциональную расширяемость системы по мере совершенствования технологий анализа. Модули анализа порождают события разного вида и «класса критичности», обработка которых и представляет собой интеллектуальную реакцию системы. На сегодняшний день существуют множество промышленных решений, с разной вероятностью ошибки проводящих целевой анализ, включая, но не ограничиваясь следующими:
    1. Контроль границ объектов и зон, распознавание их пересечения людьми или транспортными средствами.
    2. Распознавание автомобильных номеров, на базе чего строятся самые разные системы – учет въезда-выезда, автоматически пропускной режим, анализ транспортных потоков, поиск конкретных ТС, автоматизированный анализ нарушений ПДД и так далее.
    3. Определения огня и задымления в помещениях и на открытых пространствах, определение взрыва;
    4. Определение наличия оружия в кадре, определение стрельбы по акустическому каналу с распознаванием вида оружия по акустическому профилю;
    5. Выявление оставленных вещей в заданных зонах контроля;
    6. Анализ потока людей, автоматический подсчет посетителей/потока, анализ времени ожидания в очереди и основных траекторий движения;
    7. Выявление поведенческих аномалий, например, «толпа», «драка», «человек упал», «человек бежит»;
    8. Многокамерная трассировка перемещения людей и транспортных средств;
    9. Распознавание лиц с разумной вероятностью ошибки.

Важным свойством является унификация API модулей аналитической обработки, позволяющая расширять функционал системы по мере развития технологий анализа, а также в рамках экосистемы привлекать независимых разработчиков этих технологий и держателей ноу-хау к сотрудничеству, в том числе к платному предоставлению своих услуг всем пользователям.

  1. Диспетчер событий – подсистема, предназначенная для управления событиями в системе, связанными с видеоинформацией, как порождаемыми блоком аналитической обработки, так и генерируемыми пользователями. Подразумевается унифицированный и расширяемый состав событий, каждому из которых соответствует алгоритм обработки. Событиями так же являются сигналы пользователей о наличии в видеоряде криминальной или опасной ситуации. Обработкой событий может быть реакция оператора одной из структур общественной безопасности, отправка уведомления пользователю и т.д.
  2. Блок управления конфигурацией и правами является единым хранилищем информации о пользователях, правах доступа, конфигурациях и политиках, определяет режим функционирования, основные параметры и ограничения как в разрезе пользователя, так и для элементов в целом.
  3. Приложение пользователя реализует бизнес-логику пользователя системы, не принадлежащего к сектору ОБ и унифицированный API пользователя. Открытый и документированный API позволяет силами третьих лиц выполнить интеграцию системы с ИС пользователей для самых разных целей. Например, интеграция со СКУД с целью автоматического пропуска автомобиля с определенным номером или формирования списка автомобилей, прошедших через КПП. Так же API позволяет наиболее легким образом создать приложение-клиент для большинства платформ.
  4. Веб-фронтенд пользователя обеспечивает веб-интерфейс к функциям СКВН для обычных пользователей.
  5. Приложение спецпользователя реализует бизнес-логику пользователя, входящего в систему общественной безопасности и API для интеграции с прикладными информационными системами соответствующих органов, а так же возможность создания приложений для непосредственной работы с СКВН третьими лицами. Как простейший пример интеграции – автоматическая выдача видеорядов с ближайших камер по срабатыванию системы «Эра-Глонасс».
  6. Веб-фронтенд спецпользователя обеспечивает доступ к функциям СКВН без использования дополнительных программных средств, через веб-интерфейс.
  7. Подсистема администрирования и технологического управления – на рисунке не показана. Обеспечивает выполнение технологических функций.

Описанная верхнеуровневая архитектура является базой и отправной точкой для детальной проработки архитектуры и проектирования решения. Для реализации сервиса необходимо сформировать пул технологических партнеров, уже владеющих технологиями работы с видео и наработанной кодовой базой.

Бизнес-модель и монетизация сервиса

Предлагаемый сервис является общественно-значимым и прямо относится к обеспечению общественной безопасности, подразумевает глубокое вовлечение соответствующих структур, в том числе определенную перестройку их деятельности, поскольку сервис будет порождать существенное количество событий, требующих реакции.

В этом смысле реализация сервиса как независимого коммерческого проекта видится маловероятной. Необходимы гарантии соучастия всех органов сектора ОБ, как минимум – гарантия поддержки, участия, требуемых инвестиций в свою часть инфраструктуры (операторы, помещения, интеграция приложений, включение в оперативный контур реагирования). Как максимум – реализация проекта в рамках частно-государственного партнерства. В то же время реализация как государственного проекта не разумна, так как это обычно приводит к существенному перекосу в сторону «государственных интересов», подрывает доверие пользователей и блокирует развитие.

Важно создать не «монолитный» сервис, а сформировать экосистему, через взаимодействие и интеграцию обеспечивающую определенную выгоду всем участникам. Участниками экосистемы, зарабатывающими в ее рамках, могут быть компании-установщики систем наблюдения, ЧОП и компании-операторы систем, предоставляющих клиентам системы услуги операторов мониторинга, компании-владельцы интеллектуальных средств обработки видеотрафика, предоставляющие услугу по обработке клиентского трафика и так далее.

С точки зрения бизнес-модели возможны следующие источники дохода:

  1. Оплата услуг сервиса владельцами камер, аналогично тому, как это делают существующие сервисы;
  2. Оплата ресурсов системы со стороны органов ОБ;
  3. Комиссии от услуг, предоставляемых в рамках экосистемы;
  4. Теоретически возможна и требует проработки бесплатно-рекламная модель, т.е. наложение рекламной информации на бесплатно обрабатываемые видеоряды.

Реализация в формате ЧГП в данном случае подразумевает, что Оператор системы за свой счет проектирует, строит и продвигает систему на рынок, а государство в лице соответствующих органов оплачивает услуги системы в определенном объеме и по определенным ценам и обеспечивает выполнение соответствующих функций общественной безопасности, без которых ценность данной системы не превышает ценности уже существующих сервисов.

Идеальным вариантом для развития сервиса было бы софинансирование со стороны государственных органов. Например, в виде оплаты услуг сервиса по конкретной камере за счет государства в случае, если пользователь, установивший и подключивший камеру дает разрешение на ее полноценное использование органами правопорядка. При этом самому пользователю услуги СКВН предоставляются бесплатно, он несет только расходы на оборудование и трафик. Организация такого рода финансирования является сложной управленческой задачей, однако может обеспечить максимальную динамику развития сервиса и, как следствие, максимальный эффект.

Необходима разработка детальной финансовой модели, на основании которой можно делать выводы о рентабельности этого сервиса для оператора.

Ключевые результаты реализации проекта

Основным результатом в случае успешной реализации такого проекта является рост уровня общественной безопасности и эффективности органов общественной безопасности, а именно:

  1. Значительное снижение времени реагирования на инциденты в зоне видеоконтроля за счет:
    • Мгновенной передачи сообщений об инцидентах вместе с видео-контекстом в соответствующие типу и уровню инцидента оперативные службы;
    • Немедленной доступности видеоматериалов по инциденту и текущих видеопотоков, что значительно увеличит эффективность мероприятий органов ОБ;
    • Возможности эскалации инцидента и передачи его из зоны ответственности частных охранных структур, диспетчеров, дежурных и др. в зону ответственности органов ОБ «в один клик».
  2. Увеличения контролируемой площади и качества контроля среды (вероятности своевременного реагирования) путем:
    • Увеличения числа доступных зон и точек контроля за счет заинтересованных лиц, Люди ставят камеры там, где заинтересованы увеличить безопасность;
    • Вовлечения в анализ ситуации неопределенного круга заинтересованных лиц. Люди присматривают за тем, что им дорого;
    • Автоматизации анализа и привлечения внимания оператора, рост эффективности операторов системы, ведущих анализ картинки с камер.
  3. Снижения стоимости развертывания видеонаблюдения — как для государственных проектов, так и для организаций и частных лиц.

Помимо этого, данный проект создает экосистему, позволяющую множеству независимых агентов предоставлять разнообразные услуги на коммерческой основе.


Собственно, это и весь концепт на сегодня. К сожалению, реализация подобных проектов требует огромных денег и не менее огромных связей. И поскольку ни того, ни другого у меня в наличии нет, то и идеи мне не жалко.

Если есть желание заняться — то за более детальной проработкой и не описанными здесь идеями — обращайтесь!