e-почта или какие электронные услуги Почты России хотелось бы видеть

Новая команда Почты России очень неплохо поработала, само появление таких вещей, как приложение для Андроида радует, трансформация структуры идет. Это прекрасно! Но хочется большего, и вот о том, каким это большее могло бы быть, чтобы это одновременно создавало удобство и снижало изрежки — об этом и хотелось бы поговорить.

Для начала небольшая ремарка. Если с высоты птичьего полета обозреть историю ИТ, то можно заметить несколько значительных этапов. Важнейшим из них был этап автоматизации всего и вся, когда бизнес увеличивал эффективность в первую очередь за счет автоматизации внутренних процессов. Но этот этап в целом — уже прошлое, он отлит в методики, лучшие практики, ассоциации, стандарты и продукты. Стремительный взлет Интернета породил следующий этап, этап автоматизации внешнего взаимодействия.

Если мы посмотрим на то, как сугубо внешним взглядом выглядит Почта России в этом свете — то мы увидим, что для нее этот этап еще по сути не наступил. Именно здесь, по моему мнению, есть огромные резервы для роста эффективности. Приложение — это хорошо, что что оно делает для перевода взаимодействия в e-режим? Да в общем ничего. Что можно было бы сделать и как? Вот об этом и подумаем.

С частным клиентом

Уведомления

Мне неизвестно, какие средства тратит ПР на печать и доставку уведомлений, зато мне доподлинно известно, что люди все реже проверяют свои почтовые ящики. Хорошо было бы иметь сервис «электронных уведомлений», т.е. уведомление о доставке отправления в отделение должно поступать получателю электронным образом. Реализовать этот сервис можно только как добровольную регистрацию, он никогда не получит 100% проникновения, однако, в первую очередь он заинтересует самую активную часть клиентов: постоянных покупателей интернет-магазинов, людей, регулярно получающих официальные документы и т.д.

 Логика сервиса следующая:

  1. Пользователь регистрируется на ресурсе, указывая контактный e-mail, почтовый адрес, возможно – мобильный телефон.
  2. Принадлежность к адресу подтверждается доставкой ему в почтовый ящик карточки с кодом подтверждения, такую технику используют некоторые торговые площадки, например, Молоток.ру.
  3. После ввода кода учетная запись активируется.
  4. При поступлении отправления в отделение генерируется уведомление электронным письмом/SMS.
  5. Отправление получается в отделении установленным порядком. Уведомление может быть распечатано или просто номер считан с телефона. При реализации в приложении для смартфона можно генерировать штрих-код для считывания сканером оператора отделения

Такой сервис позволяет, помимо всего прочего, сделать очень красивую услугу – уведомлять человека не о доставке в отделение, а об отправке ему отправления, и предоставление ему по желанию данных трекинга. Ибо на момент отправки адресат известен, что мешает?

Ценность сервиса в том, что можно быть гарантированно (ну, условно гарантированно) в курсе того, что приходит на твое имя. Отдельную ценность это имеет в свете рассылки заказными письмами разнообразных государственных бумаг из налоговой, судов и так далее. Так сказать «не пропусти!»

Кроме того, такой сервис является базовым для дальнейшего развития почтоматов, любые попытки делать это иным способом, как, например, в Воронеже, откровенно убоги и неудобны, ибо подразумевают, что отправитель должен конкретно «отправить в почтомат». Так же он является основой для роботизации отделений — выдачи отправлений, не требующих предъявления паспорта, по сути повышения эффективности отделения за счет той или иной разновидности почтомата.

Было бы очень эффектно привязать аккаунт пользователя в сервисе к его аккаунтам в социальных сетях. Например, ты заказываешь книги на Озоне, и процесс продвижения их тебе почтой показывается на твоей странице в Фейсбуке или Вконтакте. Не супер-функционально, но очень красиво и не слишком трудоемко в реализации.

 Электронная отправка

Идея в том, чтобы клиент сам вводил данные почтового отправления заблаговременно, экономя время и себе (ибо копипаста!) и Почте, ибо не надо перебивать повторно. Логика следующая:

  1. Клиент вводит тип отправления и адресные данные, по дороге интерактивно определяя индекс отделения. «Планируемому отправлению» сразу присваивается код. Пространство кодов – не самый ценный ресурс, незначительными потерями от «передумавших» — можно пренебречь.
  2. Автоматом сразу считается предварительная стоимость отправления исходя из веса и оценки, заданных клиентом, т.е. ориентировочная.
  3. Система генерирует образ «наклейки» на отправление со всеми данными, включая штрих-коды.
  4. «Наклейка» может быть
    1. напечатана на принтере и приклеена на бандероль.
    2. Напечатана оператором при приеме и приклеена на бандероль
  5. Оператор идентифицирует отправление по коду, взвешивает, вводит только его вес, получает деньги, выбивает квитанцию.

Таким образом, формируется ценность на обеих сторонах взаимодействия: уменьшается время обработки отправления оператором отделения с одной стороны, упрощается подготовка отправления клиентом с другой. Вам кажется, что клиент делает дополнительную работу? Э, это вы просто давно ничего не отправляли!

 Данная услуга будет весьма востребована малым бизнесом, там, где применение «промышленных» решений еще не оправдано, а отправления в определенных объемах уже есть.

 Кроме того, данная функция является базовой для роботизированного приема почты. Технически не сложно построить приемный узел, который принимает отправление на ленту, идентифицирует по коду, взвешивает, принимает оплату (наличными или картой) и далее транспортирует в накопитель. Компьютер, камера, несколько разных датчиков, чуток приводов, немного программного обеспечения, абсолютно решаемая задача. Такого рода узлы можно сделать круглосуточными и вывести их внешний интерфейс из отделения наружу аналогично банкоматам. А рядом можно поставить аппарат для печати наклеек с адресом — хоть заранее введенных дома, хоть прямо здесь ее делай.

 Естественно, оба этих пункта можно реализовать в рамках одного приложения/интерфейса.

 С бизнесом

Эффективное взаимодействие с бизнесом – это ключевой пункт, поскольку именно здесь деньги и рост, здесь пасутся все коммерческие конкуренты, которые вполне себе коммерчески успешны, и цинично выжирают самые прибыльные сегменты. Правильная, удобная и эффективная информационная интеграция для современного бизнеса имеет первостепенное значение и является мощным мотиватором. Учитесь экономить чужие деньги!

Информация

Начало всего — информационный обмен. Ключевую роль в нем играет открытый, т.е. публично документированный API к информационным системам. Сервис может быть организован как SOAP/XML API, что позволит интегрировать предоставляемую им  информацию в любые приложения и продукты.

Собственно, уже написав пожелания ниже, я провел некоторые изыскания, и выяснил что такие сервисы уже есть, и их много, например, простейший трекинговый API как бы от самой Почты России, в чем лично я несколько сомневаюсь по причине отсутствия хоть каких-то данных на страницах. Еще есть часть функционала здесь, а вот еще один полезный проект с API, и снова без каких либо официальных реквизитов. А вот официальное упоминание есть только про API EMS. Текущая же точка притяжения информации в виде ИВЦ ОАСУ РПО публикует эталонные справочники  в формате *.dbf. Что, наверное, тоже важно, но совсем не то, что нам нужно.

Поэтому на текущую ситуацию сильно смотреть не будем, а декларируем, что как минимум нужен следующий функционал:

Индекс по адресу. Возврат по полному или частичному адресу индекса и информации по обслуживающему отделению, включая его географические координаты (геотег). В том числе при запросе по географическим координатам (геотегу). Равно как и обратное – выдача по индексу списка обслуживаемых адресов.

Данный сервис будет востребован самым широким кругом клиентов. Например, люди, делающие интерфейс у Тинкова,  когда им нужен адрес, предлагают по возможности ввести индекс, и по нему заполняют все, что можно, оставляя для выбора только список, довольно короткий, улиц, номер дома и квартиры. И это правильно!

Стоимость по данным отправления. На основании откуда-куда-тип-вес-оценка возвращает стоимость отправления и нормативный срок доставки.

Данный сервис является весьма важным для большинства организаций интернет-коммерции. В общем случае они в состоянии определить плановый вес и объем товара, возможность в онлайне определить максимально точно стоимость является для них фактором конкуренции за покупателя, поэтому востребованность этого сервиса гарантирована.

Данные трекинга. По номеру отправления возвращает статус отправления. Так же важный сервис для электронной торговли, увеличивающий удовлетворенность клиента. Собственно, этот сервис уже есть, непонятен только его статус, кто его создал и какое отношение к собственно Почте России он имеет, домен-то на частное лицо зарегистрирован.

Отправка

Тут нужен, во-первых сервис, по сути идентичный сервису «частной пред-отправки» описанной выше, но в виде API. Позволяет автоматизацию начального уровня для небольших интернет-магазинов и малого бизнеса, при сохранении возможности физической сдачи отправлений в ближайшее отделение. При наличии стабильного API и некоторых усилиях по его продвижению — через некоторое время его функционал будет интегрирован в тиражируемые системы управления интернет-магазинами и малым бизнесом, что будет склонять его к использованию услуг именно Почты России.

Во-вторых, нужен куда более сложный и интегрированный сервис «профессионального отправщика» на основании договоров. Перенесение на сторону отправляющего клиента полностью цикла подготовки и оформления почты, включая определение веса. Т.е. физический прием отправлений только по коду. Принципиальная разница с используемой сейчас схемой состоит в интерактивном взаимодействии ИС отправителя и Почты, непосредственно в цикле подготовки отправления ИС клиента запрашивает ценовые параметры, регистрирует отправление, включая его стоимость и т.д. Риски недобросовестности клиента могут купироваться выборочным контролем веса с существенным штрафами за «перевес» либо включением в цикл приемки процедуры контроля веса, которая не будет трудоемкой и легко автоматизируется. Здесь есть место для механизированной обработки потока отправлений. При наличии адекватного API и правильно выстроенных бизнес-процессов трудоемкость существенно снизится как на стороне клиента, так и на стороне Почты, что может выступать ключевым преимуществом для крупных операторов рынка электронной торговли.

Собственно, такой вот набор e-сервисов кажется мне куда более адекватным и полезным , а самое главное — экономически оправданным, чем проекты типа КиберПочта@ и прочие химеры.

В общем — я бы пользовался 😉