Про «отпуске на яхте» для тех, кто пока об этом только мечтает

Вопреки широко распространенному заблуждению яхтинг – достаточно демократичный и доступный широким массам отдых, который дарит много новых впечатлений. Этот текст не для тех, кто уже знает что к чему, им он покажется нагромождением банальностей. Это для тех, кто пока не сделал своего первого шага в этом направлении. Чтобы три раза подумать, правильно подготовиться, быть готовым к реальности и не испытывать неоправданных ожиданий. И наконец сделать это!

К сожалению, большая часть граждан «яхту» ассоциирует с Абрамовичем, клипами Тимати, холодным шампанским и прочими элементами красивой жизни. Если Вы мечтаете именно об этом – то Вам точно не сюда. Здесь мы поговорим про доступный и демократичный «развлекательный» парусный яхтинг для всех – без ненужных мифов.

Жизнь по-походному

Из всех видов «корабельного» отдыха именно парусная яхта является самым доступным и демократичным. Первое и главное, что надо уяснить — что стиль этого отдыха более всего похож на гибрид туристического похода с поездкой в купейном вагоне. Минимум комфорта, максимум самообеспечения, командная работа и активность на грани настоящего спорта.

Как правило лодка имеет от 3 до 5 двухместных кают, а каждая каюта – это спальное место на двоих (в большинстве случаев – общее), меньше квадратного метра пола и маленький шкафчик для вещей. Каюта чуть ли не меньше, чем купе в поезде. Фактически, внутри можно только лежать. В то же время каюта – это единственной «личное пространство» на лодке.

Вся основная «нележачая» жизнь проходит в салоне или кокпите. Салон – это центральное помещение парусной лодки, большой стол с парой диванов, камбуз (кухня), где есть мойка, газовая плита, холодильник и куча шкафчиков, где хранится посуда и провизия. Здесь экипаж (а на яхте есть только экипаж!) готовит еду, ест, пьет, отдыхает, общается.

Кокпит – это зона на палубе откуда лодка управляется, куда приходят все многочисленные веревки, центр и средоточие яхтенной жизни. Здесь есть пара банок (скамей), стол, как правило – складной. Все лодки сконструированы так, чтобы и в салоне и в кокпите мог разместиться весь экипаж. В хорошую погоду в море весь он там и есть.

Большая часть палубы для размещения малопригодна – куча веревок и торчащих железяк, узкие проходы по бокам и небольшая площадка на баке (носу лодки), находиться на которой при движении под парусами нельзя.

Обычно на лодке 2..3 санузла, общие на весь экипаж. Санузел, а по-морскому – гальюн, – это тесное помещение, где душ и туалет объединены, есть маленький умывальник и зеркало. Запас воды для мытья весьма ограничен, а вода греется только от двигателя или берегового питания, потому «боевым енотам-полоскунам», проводящим в душе лучшие часы своей жизни будет туго. Забавный факт: на яхте даже мальчики писают сидя, это правило. Понимание его осмысленности приходит при первой же легкой качке.

Таким образом, отдых на парусной лодке – это неделя-две совместного пребывания в довольно ограниченном пространстве с минимумом бытовых удобств.

К счастью, отдых на лодке не сводится к непрерывному движению. На практике «развлекательный» яхтинг – это перемещение от одной интересной точки географии к другой, несколько «ходовых» часов в день. Большую часть времени лодка не движется: находится на одном из многочисленных причалов, в марине или на якоре, а экипаж гуляет по интересным местам, осматривает достопримечательности, купается и отдыхает.

Самообслуживание

Даже если Вы платите за участие в походе – Вас никто не обслуживает пока явным образом не оговорено иное. Все участвующие в походе – экипаж, а не груз. На экипаже полностью лежит закупка и готовка еды (про нее ниже), мойка посуды, уборка своих кают и лодки вообще, вплоть до мытья санузлов. Здесь нет сервиса, рецепшена, уборщиц и кухарок до тех пор, пока вы их не наняли и не оплатили их путешествие вместе с Вами. Все сами.

Обычно капитан организует «график дежурств» и вообще распорядок судовой жизни. Примите это как данность и не ждите «олл инклюзива». Как правило люди быстро организуются и хозяйственная жизнь приобретает размеренность.

То же самое касается и непосредственно работ с парусами, швартовок, да и просто управления лодкой. Хороший капитан может справиться с этим в одиночку, но зачем? Вы на лодке и не инвалид – значит вы матрос. Капитан научит всему, что надо знать, достаточно просто внимательно слушать и смотреть. Всему научат, все объяснят, на любые вопросы ответят. В конце концов это интересно, это прекрасный жизненный опыт!

Что делаем

Ну, во-первых, ходим по морю. Переходы – самая чарующая часть, особенно если погода радует правильным ветром. Надо понимать, что парусная лодка – все же спортивный снаряд. Крен в 20..25 градусов и качка здесь являются нормой. И это невероятно весело!

В то же время мы на лодке отдыхаем, а не носимся по волнам выпучив глаза. Все популярные регионы развлекательного яхтинга полны достопримечательностей самого разного вида. Это древние земли и города, прекрасная природа, история и культура и вплоть до дискотек ночи напролет – маршрут формируется в зависимости от предпочтений экипажа.

По практике, на берегу проходит добрая половина времени. Скоротать вечер за кружкой холодного пива в прибрежной таверне – это прекрасно. Марины с их лодочной тусовкой, разноязыким гвалтом и тусящими в кокпитах и на пирсах экипажами – это свой специфичный мир. Провести теплый вечер за бутылкой хорошего вина, стоя на якоре в бухте – ничуть не менее содержательно, а если добавить к нему ночное купание – так и вовсе великолепно!

В общем, разнообразие активностей сочетается с большим количеством свободного времени, картинка перед глазами меняется регулярно, и как показывает практика, каждый из участников похода находит для себя оптимальный набор занятий.

Капитан

Пока Вы сами не получили должную квалификацию, и не стали капитаном — Вам придется иметь дело с наемным капитаном или с кем-то из друзей-знакомых, а то и вписываться в чужой экипаж. Во избежание проблем следует правильно понимать его роль.

Первое и главное: основная задача капитана в том, чтобы все вернулись из отпуска целыми и невредимыми. Безопасное хождение по морю – это не так просто, как кажется, для этого нужен целый набор знаний и определенный опыт. Ошибок море не прощает, как бы пафосно это не звучало.

Именно поэтому капитан – не обслуга, даже если вы ему платите. Его задачи – навигация, управление, планирование маршрута, безопасность и организация яхтенной жизни. Он несет полную ответственность за вашу жизнь и здоровье по законам большинства стран. Поэтому в море – его распоряжения должны выполняться беспрекословно, а его решения могут обсуждаться только на берегу. И уж точно в круг его обязанностей не входит бегать за пивом или готовить вам еду.

Хороший капитан максимально учтет пожелания экипажа, его состав, состояние и интересы, никогда не злоупотребит своей властью. Но в то же время есть огромное количество факторов, которые Вам не известны. Прогноз погоды, акватория, состояние лодки, запасы воды, необходимость вовремя закончить маршрут – это только малая часть того, что нужно учесть.

Следует внимательно слушать объяснения и смотреть на то, что показывают, воспринимая многие правила без особого обсуждения. За каждым ограничением стоят риски и последствия, которых вы не знаете, и разжевывать которые детально – было бы слишком долго. Но если это для Вас важно – Вам объяснят.

Кстати, разумный капитан просто обязан высадить любого члена экипажа на берег, если имеет достаточно серьезные основания считать, что его пребывание на борту лодки в море опасно для лодки, экипажа или его самого. Это редкая и крайняя мера, однако тут он в своем праве. Выходить в море нельзя, если ты знаешь, что это опасно.

В связи с этим надо особо вдумчиво подходить к выбору капитана, если Вы организуете круиз сами. Интересоваться репутацией и отзывами, опытом, характером. Если из друзей – подумать лишний раз на тему «готов ли я доверить свою жизнь и жизнь своих близких этому человеку?». Если Вы заказываете лодку вместе с капитаном – тут выбора нет, но и риск невелик: чартерные компании не могут позволить себе держать в штате неадекватов, так что все будет хорошо.

Отдельным пунктом следует упомянуть владельцев лодок, живущих на них и приглашающих гостей разделить с ними часть их маршрута или просто «на покатушки». Зачастую это самый бюджетный вариант, но практика показывает, что здесь нужна ровно та же осторожность, ибо владение лодкой не делает человека Капитаном. С равной вероятностью Вы можете попасть на ухоженную лодку с прекрасным человеком за штурвалом и на агонизирующую, непрерывно ломающуюся посудину под руководством полного неадеквата, который все еще жив только по воле случая. Поэтому, чтобы не приобрести яркий, незабываемый, но ни разу ни позитивный жизненный опыт, в первую очередь смотрите не на обещания и декларации, а на отзывы и рекомендации тех, кто уже ходил с этим человеком, его репутацию в «яхтенной тусовке». Не стесняйтесь просить рекомендаций, для хорошего «хозяина» это не составит проблемы и не вызовет негативной реакции. И лишь собрав достаточно информации принимайте решение. В конце концов вы доверяете этому человеку свою жизнь и здоровье.

Команда

Обычно на лодке 3..5 двухместных кают, и лодка оплачивается целиком. Если вы нанимаете капитана – ему положена отдельная каюта. Таким образом, обычно в походе участвует от 6 до 10 человек, в этом случае расходы будут минимальны. Можно хоть под себя любимого заказать лодку целиком, но это будет дорого.

Идеальный вариант – это группа друзей. В этом случае возникает меньше всего трений и разногласий. Прекрасно, если в ней есть еще и свой капитан. Обычно в этом случае не него ложится вся работа, связанная с арендой лодки.

Если не удается собрать «свою» команду, тогда придется иметь дело с малознакомыми людьми, «вписываясь» в чужой коллектив или «сборную солянку». В этом случае уживчивость и доброжелательность становятся ключевыми качествами. Постарайтесь адекватно оценить состав экипажа и его интересы.

Еда

Как уже было сказано – экипаж сам кормит и себя и капитана. Обычно капитан составляет график движения так, чтобы соответствовать пожеланиям экипажа, в зависимости от того, что предпочитают люди – готовить самим или питаться в многочисленных ресторанчиках. Все необходимое для приготовления и приема пищи на лодке есть: мойка, плита, посуда, холодильник.

В большинстве регионов «развлекательного яхтинга» инфраструктура весьма развита, поэтому нет проблем остановиться на обед в одном ресторанчике, переночевать у пирса и отлично поужинать в другом. Однако и рассчитывать только на берег не стоит. Пропорция готовки на борту и «общепита» определяется в первую очередь пожеланиями экипажа. Ну и самостоятельность никто не отменял: хочешь чаю с бутербродом – сделай и пей! Кружку помыть не забудь!

Следует с уважением относиться к особенностям и ограничениям членов экипажа, ибо люди разные, и у каждого свои отношения с едой. Есть просто аллергики, для которых некоторые продукты чреваты попаданием на больничную койку. Есть люди, категорически не переносящие определенные виды продуктов или даже их запах. Поэтому обычно сразу на старте озвучиваются важные для членов команды ограничения и обсуждаются способы как им соответствовать наиболее разумным образом. Крайне важно найти баланс интересов, ограничений, основанный на взаимном уважении, и обычно это получается. Ну и капризничать без нужды тоже не следует.

Опасности и как их избежать

Все же не зря говорят про «парусный спорт». Вся эта активность на воде все же является источником повышенной опасности для жизни и здоровья, но не более, чем другие виды активного отдыха.

Первое, слушайте внимательно инструктаж в начале путешествия и команды капитана. Ибо хороший капитан начнет как раз с изложения того, что делать требуется, что — можно, а чего – нельзя. И что чем чревато. Не уверен – переспроси! Если капитан командует надеть жилеты и/или обвязки – не надо спорить, надо надеть.

Будьте элементарно аккуратны. Крутой трап, куча торчащих в самых неожиданных местах углов и непонятных железяк в сочетании с качкой приводят к травмам. Держитесь тогда, когда надо держаться.

Будьте особенно внимательны при работе с парусами, веревками и лебедками. Вам расскажут как правильно, и от этих правил отступать не следует, даже если кажется, что можно сделать лучше, быстрее и удобнее. Усилия на веревках современных яхт – сотни килограмм, все эти лебедки, стопоры и прочая механика там неспроста, она позволяет справляться с этими огромными силами. Неправильное обращение чревато тяжелыми травмами, правильное – незабываемым удовольствием.

Не злоупотребляйте алкоголем! Я не отношусь к сторонникам «сухого закона» на борту, однако уверен, что при пьяном падении с трапа по пути из бара на лодку пострадало больше людей, чем в штормах и бурях.

Отдельно – про «морскую болезнь». Да, это случается, и если Вы знаете за собой действительно сильную склонность к «укачиванию», то этот вид отдыха не для вас. Большинство же людей испытывают дискомфорт максимум первую пару дней, потом «прикачиваются» и наслаждаются жизнью. Вероятность попасть при таком «развлекательном» яхтинге в серьезную передрягу, где укачивает даже самых крепких – пренебрежительно мала.

В целом, если придерживаться здравого смысла и умеренного потребления алкоголя – яхтенный поход ничуть не опаснее любого другого активного отдыха.

Отдельно следует отметить, что качество лодки – это всецело забота Капитана. К сожалению, новая – не всегда значит хорошая, а старая – плохая. Все зависит от множества факторов, который понятны любому сколько ни будь грамотному Капитану. Вот и оставьте это ему, раз уж вы проверили его доступными способами и решили ему довериться.

Дети на лодке

Более-менее подрощенные дети, имеющие нормальную координацию не создают проблем. Тем более – подростки. Более того, это может стать одним из самых ярких впечатлений детства. Просто придется быть более внимательным, тщательнее присматривать за чадом, четко доносить до него что можно а что нельзя. Ну и не забыть что-то чем можно занять ребенка в свободное время, которого у него будет много. Иначе свободного времени не будет у Вас.

Я бы не рекомендовал в первый раз отправляться в поход с маленькими детьми. Это возможно, но жизнь на лодке больно уж специфична. Попробуйте сперва сами, а уже на основании полученного опыта принимайте решение.

Где?

Наиболее популярным местом для «развлекательного» яхтинга является почти вся акватория Средиземного моря летом. Турция, Хорватия, Черногория, Греция, Италия. Это хорошая, сравнительно спокойная акватория  с развитой инфраструктурой, идеальная для первого похода, «лягушатник» яхтенного мира. Хотя понятно, что ею мир не ограничивается, где море – там лодки. «Канары» — звучит заманчиво, идея поиграть в пиратов Карибского моря так же неплоха, но это уже и другие деньги, и другие риски, и другой уровень понимания. Начните с простого.

Каждый регион имеет свою специфику, детальное описание выходит далеко за рамки этой статьи.

Что почем?

На самом старте я декларировал доступность. Пришло время детализовать ее в цифрах.

Расходы сильно зависят от акватории, сезона, заполнения лодки и множества других факторов. В общем они складываются из:

  1. Билетов туда и обратно. Здесь полный простор для творческих изысканий, но мы возьмем для примера 250 евро.
  2. Аренды лодки. Обычно аренда понедельная, стоимость зависит от сезона, размера лодки, года выпуска. Например, лодка с четырьмя каютами на Адриатике в зависимости от сезона стоит от 2 до 4 тыс евро в неделю, возьмем среднее, 3 тысячи.
  3. Оплаты услуг капитана – от 100 до 150 евро в день, пусть будет 120. Это если нет «своего».
  4. Путевых расходов. Стоянка в маринах, топливо, продукты, разные сборы – это все входит в путевые расходы. Обычно в составе экипажа назначают «кассира», участники похода скидываются, формируя «судовую кассу», откуда эти расходы и оплачиваются. По опыту походов по Хорватии уже с учетом питания в ресторанах получалось где-то 200 евро в неделю на человека.

Таким образом, для компании из 6 человек лодка с капитаном обойдется приблизительно в 640 евро на человека в неделю, сюда добавим 250 перелета и 200 путевых расходов, получим 1090 евро с человека. Что, конечно же, дороже турецкого «оллинклюзива», но вполне сопоставимо с путешествием в какую ни будь Азию через турфирму.

Если капитан свой, то на той же лодке можно путешествовать восьмером, и аренда упадет до 375 евро, а общие расходы  — до 825 на лицо.

Как организовать?

Идеальный вариант – это примкнуть к друзьям-знакомым или собрать команду друзей на поход. Удивительно, но среди Ваших знакомых если не первого, то второго-третьего круга почти наверняка найдется яхтенный капитан. Просто Вы об этом не знали, они же не хотят в капитанских фуражках по улицам города! В этом случае основная трудность – «сколотить команду», а про остальное вам ваш собственный капитан все расскажет.

Хорошо, когда компания есть, но иногда ее просто не собрать. Это не повод отказываться! Множество яхтенных школ и частных владельцев лодок регулярно устраивают походы, в этом случае каюты продаются отдельно, маршрут составляется заранее, а стоимость с человека может начинаться с 200 евро + путевые расходы и билеты, а иногда даже дешевле.

Нередко люди организуют походы и у них по тем или иным причинам остаются вакантные места, обычно «попутчиков» ищут через профильные форумы и доски объявлений.

Во всех случаях следует, исходя из прочитанного выше, собрать достаточное количество информации и принять разумное и ответственное решение: доверяю ли я этому человеку свою жизнь и здоровье? Уживусь ли я с этими людьми в ограниченном пространстве?

Пожалуй, единственный случай, когда вопрос о доверии к капитану не стоит – это когда вы арендуете лодку вместе с капитаном, а команду собираете свою. Но и в этом случае нелишним будет поинтересоваться отзывами о чартерной компании, где вы собираетесь брать лодку.

И напоследок

Автор этих строк долго-долго мечтал о хождении под парусом, а потом сразу взял и начал учиться в яхтенной школе. И даже несмотря на пройденный теоретический курс прибытие на реальную лодку принесло немало сюрпризов, неоправданных ожиданий, а что-то оказалось наоборот, много лучше, чем казалось с берега. В конечном итоге я и море нашли друг друга, хотя встречи наши случаются намного реже, чем хотелось бы.

Однако, начинать со школы – не самый разумный путь. Яхтинг – это целый мир со своими особенностями. Поэтому «отправиться покататься на лодке» — самый лучший первый шаг.

И вот именно чтобы облегчить этот шаг, избавить от ненужных иллюзий и ожиданий с одной стороны, а с другой показать, что море, парус и Вы на палубе могут запросто случиться при наличии желания – и была написана эта статья.